Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 26 мая 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Христос воскресе!

В этот пасхальный период, который мы все переживаем вплоть до сорокового дня, когда мы все будем праздновать событие Вознесения Господня, мы вновь и вновь вспоминаем события, которые связаны с воскресением Спасителя нашего. Тогда у нас возникает вопрос: каким же образом событие, связанное с исцелением расслабленного у Овчей купели, которое мы вспоминали в прошлый воскресный день, и сегодняшнее – встреча Спасителя с самарянкой, относятся к воскресению Христову и празднованию нами этого события? Таким образом, что все эти события напрямую связаны с воскресением человеческой души. И это главные последствия события воскресения Христова. Он пришел в мир, добровольно взошел на Крест, воскрес для того, чтобы воскресли наши души.

И сегодня мы в этом продолжительном Евангельском чтении от апостола Иоанна Богослова могли обратить внимание на то, каким образом через беседу между Спасителем и язычницей (каковыми всех представителей Самарии считали иудеи) душа этой женщины постепенно преображалась и открывала себя Истине, и как она, эта женщина, уверовала во Христа, и пригласив всех жителей того селения, она привела к Богу сотни и сотни людей. Спаситель, как мы слышали, два дня пребывал в этом селении и беседовал, общался, жил вместе с этими жителями.

Обратите внимание, что жители некоторых городов просили Его не входить в город. Так было с Гагаринскими бесноватыми, так было в других городах… А эти, как будто бы язычники, люди пригласили Господа пожить с ними хотя бы некоторое время, и Он пребывал с ними целых два дня.

Нас с вами удивляет все это, как будто бы мало относящееся к духовной жизни людей, как будто бы далеких от всех духовных вопросов, но так быстро легко принявших Бога в свое сердце и в свой ум.

Так бывает и в жизни нашей. Когда люди, вроде бы церковные, никак не могут уверовать в Бога и всю жизнь мучаются и не могут понять, в чем дело. А бывает, что человек далекий от жизни религиозной, от понятий веры моментально становится верующим человеком, для него особо, быстро открывается в его сердце Господь. И это зависит не того, что Бог лицемерно относится к нам. Нет. Это зависит от нашего с вами состояния. От того, способны ли наше сердце, наша душа, наш разум принять событие бытия личности Бога. И если душа наша готова к этому восприятию, Господь обязательно входит через двери нашего сердца. А если в пространстве нашей души много того-сего, разного, и туда не может поместиться Бог, потому что мы живем иными ценностями, иными целями, то Бог не способен войти в это сердце наше. И мы маемся от того, что мы неверующие ни во что и ни в кого люди. И так, к сожалению, бывает с некоторыми из нас.

А вот эта самарянка была способна моментально уверовать в Бога через ту короткую беседу, через восприятие тех непонятных для нее истин о живой воде, об истинном Богопоклонении, о месте, где можно совершать это истинное Богопоклонение… Она почти ничего не поняла из того, что Он говорил, но она сердцем почувствовала, что это не только пророк, как она назвала Спасителя, а Сам Бог, пришедший в мир, тот Бог, в молитве к Которому взывал Иаков-праотец, создавший этот колодец для своего сына и даже не мечтавший о том, чтобы вот так, лицом к лицу, поговорить с Самим Богом.

Сколько бы пророков, сотни, тысячи, а может быть, миллионы людей мечтали бы вот так просто и легко поговорить один на один с Богом!

Но Господь нас не лишил этой возможности. И мы имеем с Ним эту величайшую возможность и способность говорить: через наши молитвы, через наши сердечные вопрошания к Нему, через наше покаяние, прощение к Нему, через образ наших мыслей и благих чувств, через наши поступки любви к Нему и к окружающим нас людям. Это и есть наша беседа с Богом. И то, что Господь дает нашему сердцу утешение и силы, и есть Его Божественный ответ на наше с вами вопрошание, ответ в нашей с Ним беседе.

Дорогие мои, как мы, подобно той женщине, жаждем того, чтобы пить воду, от которой эта жажда прекратится! И речь идет не о знойном дне, во время которого Господь встретил эту самарянку, а речь идет о том, как мы с вами поняли из этой беседы, что жажда души нашей неутолима в любое состояние природы, в любое время суток, в любое мгновение жизни нашей. Мы всегда все время стараемся наполнить душу нашу, утолить ее жажду.

И к сожалению, душа, не знающая Бога, утоляет эту жажду не на Божественных источниках. Наша душа, не знающая Бога, черпает не живую воду в страстях наших. Кто-то бывает подвержен страсти власти, почести, тщеславия и гордости; кто-то – сребролюбия; кто-то – похоти и иным (их же сам Господь знает) страстям, и там, к сожалению, мы черпаем эти воды и там стараемся получить насыщение нашей души, не понимая, что грех никогда неспособен утолить жажду нашей души. Мы всегда, и каждый из нас знает это на своем опыте, почерпывая воду греха, остаемся жаждущими, неудовлетворенными, нерадостными, поскольку всякий грех приносит только огорчение, не утоляет жажду нашей души.

Поэтому человек поживший, как принято нами считать, приобретает житейскую мудрость. От чего она приобретается? От простых вещей: человек взрослый, поживший, точно знает, что горечь греха не утоляет его жажду, – и в этом вся мудрость житейская. А мудрость, которая почерпывает воду из Божественного источника, помимо этих скромных знаний приобретает иные величайшие Божественные знания, главным из которых является знание о бытии личности Бога, о Его присутствии в жизни души, о Суде и Воскресении, о добре и зле, и подлинных источниках бытия этого мира и жизни всего живого на этой земле.

Душа верующая, осознающая присутствие Бога в жизни мира, точно знает, что принесет благо этому миру, а что погубит его. И в этом подлинная мудрость жизни человеческой.

Дорогие мои, наша с вами задача идти не к ложным источникам, которые делают нас несчастными, а к тому единственному, кой есть Источник жизни вечной – Сам Господь.

Некоторые из нас, особенно люди, подверженные воздействию тоталитарных сект, убеждаются как будто бы в том, что Богу можно поклоняться во всяком месте и Церковь для этого абсолютно не нужна. Многие из тех, кого каждый из нас встречал в жизни, из неверующих людей, говорят: зачем ваша Церковь, я и так, за утренним кофе сидя с открытым Священным Писанием, общаюсь с Богом, и зачем ваша Церковь? Наш ответ таким людям очень прост: подлинное, истинное Богопоклонение, как об этом сказал Сам Господь наш Иисус Христос, состоит в Богопоклонении Отцу в Духе и Истине. Что для нас является Истиной? Сам Христос, сказавший: Я есть Путь, и Истина, и Жизнь… И никакие иные лжехристы не являются подлинным Богопоклонением, а всего лишь поклонением идолам. И никакое истинное Богопоклонение невозможно Христу без Духа Божия – третьего Лица Святой Троицы, Истинного Бога. Без поклонения Отцу и Сыну в Духе Святом невозможно истинное Богопоклонение. А источником, точнее, колодцем, из которого можно почерпнуть эту воду, является Святая Церковь. А Святая Церковь – это общность людей, объединенных любовью к Богу и ближним. Церковь Божия – это Богоустановленные Таинства, это вероучение Бога, Богооткровенная Истина, произнесенная Господом нашим Иисусом Христом и запечатленная в Евангелиях Богопросвещенных апостолов; это учение Святых Отцов, содержащееся в деяниях Вселенских и Поместных Соборов; это решения всей Вселенской Церкви. Это и есть те условия, чрез которые мы можем определить, является ли данный колодец источником живой воды или той, которая губит нас и не дает удовлетворения нашей духовной жажде.

Дорогие мои, будем черпать воду живую только в подлинном колодце – Церкви Христовой, поклоняясь Богу-Отцу в Духе и Истине, пребывая в любви к Богу и ближним. Аминь.

Христос воскресе!

 
По теме
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск,
Проект Смоленской епархии “Радость наша – вместе созидаем счастливые семьи” направлен на развитие дошкольной и школьной подготовки детей и их родителей.
Концерт для воскресной школы семейного типа для людей с инвалидностью в честь преподобномученицы Великой княгини Елизаветы при храме Святых Новомучеников - Смоленская епархия По благословению настоятеля прихода храма Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерея Валерия Рябоконь в конференц-зале духовно-просветительского центра при храме состоялось мероприятие «Весеннее настроение».
Смоленская епархия
Смоленские медики выедут в сельскую местность в рамках проекта «Добро в село» - Смоленская газета Цель проекта – повышение доступности медицинской помощи и медицинской грамотности населения отдаленных муниципальных образований в вопросах сохранения собственного здоровья.
Смоленская газета
Василий Анохин: В Смоленской области появится  образовательный кластер в сфере медицины - О чём Говорит Смоленск Губернатор: «Планируем создавать аналогичные центры и для других отраслей экономики Смоленской области» фото: пресс-служба правительства Смоленской области Смоленск, 26 марта .
О чём Говорит Смоленск
фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни «РОЗА ВЕТРОВ» - фото - 4 - Новодугинский район 22 марта 2024 года в МКУ ДО «Новодугинская ДШИ» состоялся Фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни «РОЗА ВЕТРОВ», который проводится в целях поддержки талантливых детей, пропаганды вокального исполнительского мастерства.
Новодугинский район