«Идеалы, как горизонты, постоянно отодвигаются»

Русский поэт и литературный критик, автор поэтических книг «Не гасите вечные огни», «Аисты прилетели», «Русь непреходящая», исторической монографии «Непобедимые русские смыслы», книги литературной критики и эссеистики «Между истиной и откровением», литературно-исторического исследования «Россию надо заслужить» Олег Дорогань в декабре 2013 года был избран председателем смоленской областной организации Союза писателей России. Сегодня он гость «СН».
– Олег Иванович, несколько слов о себе. Где служили, где работали, как пришли в литературу.
– Я всегда любил литературу. Когда в школе писали сочинения, у меня они получались лучше всех. После школы поступил в Высшее военно-политическое училище во Львове. Очень благодарен этому учебному заведению, где помимо прочего преподавали историю искусств, мы изучали музыкальную грамоту, осваивали музыкальные инструменты. Там, на факультете культпросветработников, я получил разностороннее гуманитарное образование. Уже тогда писал стихи, их читали сокурсники, в том числе и с факультета журналистики, признавали меня как поэта. А закончив учёбу, я почувствовал себя искусствоведом. Никогда не забуду преподавателя по истории изобразительного искусства Потапову, какие интересные лекция читала нам! Как открывала глаза на мировое искусство! Например, о том, как одним штрихом в искусстве скульптуры была сделана настоящая художественная революция древнегреческим ваятелем Поликлетом. До него богини были далёкими от изящности, а Поликлет одним штрихом придал богиням лёгкость! Он просто поставил их на носок. Вроде бы просто, но каменная скульптура приобретает необходимую одухотворённость! Училище я закончил в 1977 году, попал в распоряжение командующего Забайкальского военного округа, служил в Монголии, потом в Прикарпатском
военном округе, в городе Ивано-Франковске. Мой отец тоже был военнослужащим, семья жила неподалёку от Львова. Позже, в 80-е годы, когда учился в Военно-политической академии в Москве, я посещал различные поэтические студии, в том числе при журнале «Юность», занимался в студии поэта Новикова.
– А как оказались в Смоленске?
– После Академии стал служить в Казахстане, после развала Союза в 1991 году предпринял максимум усилий, чтобы вернуться в армию России. Удалось попасть только в те вой-
ска, которые выводились из Прибалтики. Ельнинская дивизия из Таллина и других городов Эстонии и Латвии выводилась последней. Тогда нас выбросили под Ельню в чистое поле, я был в качестве заместителя начальника оперативной группы, принимал участие в приёме эшелонов и размещению личного состава. Солдат расселили в палатках и сборно-разборных конструкциях, предназначавшихся для складов. В них обустроили казармы и штабы. В течение двух лет строили городок для членов семей военнослужащих. Честно говоря, мой приезд на Смоленщину, я думаю, был предопределен свыше. Позже на карте области я нашёл деревню Дорогань, сейчас она обезлюдела, стала урочищем, нашёл я и речку под тем же названием и даже написал обо всём об этом стихотворение. Фактически, как я понял, мой род пошёл из этих мест.
– Олег Иванович, а что считаете своим литературным дебютом?
– Моя первая поэтическая книжка «Не гасите Вечные огни» вышла в свет в издательстве газеты «Красный воин» Московского военного округа. Появление сборника стихов, пусть и небольшого, дало мне внутреннюю уверенность в себе, право чувствовать себя поэтом. В том же 1997 году я узнал о поэтическом конкурсе в Смоленске и отправил туда свои стихи. Конкурс был уникален анонимностью! Отсутствовал пиетет жюри перед фамилиями конкурсантов. Моё стихотворение «Аисты прилетели» заняло первое место. Вручение премий проходило в филармонии, там я познакомился с В.П. Смирновым и решил вступить в писательскую организацию. А Виктор Петрович, в свою очередь, сам предложил мне вступить в эту организацию. Книжка у меня уже была, что значительно облегчало процедуру. Так я стал членом смоленской областной организации Союза писателей России, которую теперь уже и мне совсем недавно пришлось возглавить. В 1999 году нашу дивизию сократили, я стал пенсионером, стало больше времени для творчества и для общественной работы. Тогда мы с Вами и познакомились, ведь Вы освещали этот конкурс. Мне понравился Ваш отклик на мои стихи, после чего газету «Смоленские новости» я хорошо запомнил и признал. Да и в центральных издательствах у меня с тех пор вышел ряд книг – и стихов, и прозы. А в издательстве смоленского журнала «Годы» в 2006 году вышла моя «Хмелиада, или исповедь скомороха на заданную тему», это поэма-эпос о Смутном времени, где я размышляю в форме аллегории о том нашем отрезке истории, когда развалился Союз.
– Расскажите мне, дилетанту, что даёт пишущему человеку членство в Союзе? Во времена расцвета русской литературы пишущая братия объединялась вокруг тех или иных изданий, личностей, того или другого литературного течения, предпочтения диктовал эстетический выбор. А сегодня?
– Ну, Вас я вовсе не считаю дилетантом. Я считаю Вас настоящим искусствоведом, поистине экспертом смоленского творческого мира. Что же касается нашей организации, то есть люди, которые приходят к нам, невзирая на возраст. Вот, к примеру, Нелли Кравклис, ей более восьмидесяти, она издала великолепную книгу о всемирно известном путешественнике Николае Пржевальском, ранее она выпускала книги о путешественниках Козлове и Четыркине. Прежде всего, писательский билет своего рода знак признания, включение в когорту профессиональных писателей. Привилегии, путёвки в санатории и даже право на получение квартиры – все льготы, существовавшие в советские времена, ушли в прошлое. Сейчас Союз писателей – общественная организация, и я как председатель не получаю никакой зарплаты, весь наш актив, правление работают на общественных началах.
Но нельзя же допустить, чтобы и русская литература осталась в прошлом! И если мы – члены Союза писателей России, это не только престижно, но и ответственно! Когда я захожу в Интернет, нахожу там много хороших произведений, я вижу, что есть действительно талантливые авторы, которым нужно помочь развить свой талант через наш Союз. И это прекрасно, что у нас на Руси много талантливых людей, из 140 миллионов нашего населения несколько миллионов пишут стихи или прозу, реально занимаются творчеством.


– Интересен Ваш взгляд на сегодняшнюю литературу. Обычно стык веков придавал отечественной словесности некий импульс, являлись новые имена, новые течения. Лет 10 назад я обратился с аналогичным вопросом к недавно умершему профессору СмолГУ В.С. Баевскому. Он ответил, что ничего подобного на стыке ХХ и XXI веков не происходит. Как Вы это видите?
– Возможно, по прошествии и этого века, и следующих веков литературные критики будущего назовут и другие имена и течения. Большое видится на расстоянии. Не думаю, что определяющим потомки назовут развитие постмодернизма, которое идет уже в таких махровых формах… К сожалению, и многоуважаемый Вадим Баевский в своём учебнике по истории русской литературы ХХ века даже не упомянул гениального русского писателя Леонида Леонова, автора «Русского леса» и «Пирамиды». Я нахожу в этом субъективизм взглядов на русскую литературу. Этим субъективизмом сейчас грешит всё и вся, он дал благодатную почву развитию не национального «почвенничества», а вульгарного постмодерна. Хотя элементы постмодернизма для литературы не всегда пагубны, их можно найти у того же Булгакова, и даже у Гоголя и у Достоевского. Взять тот же «Нос», который постмодернистски вышел практически из Гофмана. Элементы этого течения литературу украшают, но когда идёт чистый махровый постмодернизм, как у Владимира Сорокина, о литературе говорить уже не приходится. Его брутальности я не принимаю, такие изыски не ведут к развитию литературного вкуса. Каждый писатель, каждый автор должен нести ответственность за своё слово, за воспитание эстетического идеала. Почему имена авторов нашего Союза не так широко разрекламированы? Возможно, потому что все мы моралисты… Сегодня обществом широко востребованы эпатаж, гламур, попса, но что они несут? Куда ведут своих поклонников?! Однако читатель трезвеет, прозревает, начинает понимать или чувствовать, куда ведут его разнообразные сорокины. Что касается поэзии, считаю, что она – удел немногих, но когда открываю Интернет, вижу необычайный всплеск интереса к поэтическому слову.
– Интерес! Но где новые, самобытные поэты?
– Знаете, того же А. Вознесенского или В. Соснору мне сегодня никто не может заменить. Не говоря уже о Пушкине или Есенине. И каждый читатель находит близкого для себя поэта. Среди таких поэтов есть и члены нашей организации. И нас читают, нас цитируют в Интернете, нас слушают на литературных вечерах. И это отрадно.
У нас выходит ежегодный альманах «Сторона родная» под моей редакцией. Вышло в свет уже три номера, это поэзия и проза членов нашей организации. Жаль, что тираж не очень большой – читающая аудитория может ознакомиться с альманахом разве что в библиотеках, в продажу он не поступает.
– Издание выглядит весьма достойно. Кто помогает вам, кто спонсор?
– Без поддержки Департамента по культуре и туризму издать такой альманах было бы, прямо скажу, весьма проблематично, в этом Администрация Смоленской области нам оказывает неоценимую помощь, большое ей спасибо. В нашей организации 70 человек, далеко не каждый может выпустить свою книгу, альманах «Сторона родная» – это своего рода отдушина для каждого автора. Увидеть своё произведение изданным в альманахе дорогого стоит. Это стимул для творчества, моральная поддержка. Знаю по себе: если долго тебя не печатают, возникает обида на весь мир. Тебя не понимают, не признают! Это страшно для пишущего человека. Меня не может не радовать, что в прошлом году ведущие писатели нашей организации сумели издать свои книги. Прежде всего, это исторический роман патриарха смоленской литературы Ю.В. Пашкова «Осада», он о Смутном времени на Смоленщине XVII века. Точный исторический язык, тонкий психологизм, богатая образность и философская мудрость делают эту книгу незабываемой. Потрясения и перемены, сопровождаемые слепотой и недальновидностью властей, во все времена героев превращали в изгоев. В истории немало примеров, когда народную победу присваивали отдельные личности, а народные поражения бременем вины ложились на весь народ и его многострадальных героев.
Вот почему сегодня как никогда своевременны исторические произведения, служащие зеркалом для нынешнего времени.
Наш летописец Великой Отечественной войны, писатель-историк А.А. Александров издал автобиографический роман «О, судьба офицера» – книга о становлении воина как истинного патриота своего Отечества. Хочу обратить внимание смолян на выдающееся произведение Н.Ф. Чугункова-Кривича «Доля ты, доля», где с документальной достоверностью, высокохудожественно показана вековая история смоленской деревни в живых образах, прототипами которых стали земляки автора. Заметной творческой удачей считаю пьесу Марии Парамоновой «Стена», написанную по одноимённому роману В. Мединского. Наши поэты Наталья Егорова и Вера Суханова приняли участие в издании «Перо Гамаюна», их творчество отмечено премиями. У Натальи Егоровой в прошлом году в Смоленске вышла книга избранных стихов, удостоившаяся премии журнала «Наш современник». Плодотворно работает А.Ф. Батюк, издавший в прошлом году две книги – поэтическую «Выход понарошку» и прозаическую «Камень-материк», этому автору присущ своеобычный подход к поэтическому слову и отражаемым темам. В.Е. Рудницкий выпустил две поэтические книги, проникнутые житейской наблюдательностью и вместе с тем – философской мудростью. У Михаила Евдокимова, писателя-публициста и поэта, на днях вышла книга аналитических статей «Всё, что я сказал городу». В посёлке Озёрный живёт удивительный поэт-самородок А.Г. Корниенко, порадовавший нас в прошлом году лирической книгой «С тобой и без тебя». Таков вкратце актив произведений членов нашей организации за минувший год. По-моему, неплохо.
– Что и говорить! Впечатляет. На книжном стеллаже Вашего кабинета портрет Сталина. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Всё в этом кабинете расставлено так, как было при В.П. Смирнове, который остается почетным сопредседателем правления организации. Было бы бестактно сразу после выборов устраивать генеральную уборку. Да и кроме портрета, на который Вы обратили внимание, здесь три больших портрета классиков смоленской литературы: Исаковский, Твардовский, Рыленков. Вот наши вожди! В народе всегда жили представления о добрых и справедливых вождях, которые, к сожалению, почти никогда не оправдывались. Что и говорить, идеалы, как горизонты, вечно отодвигаются. Смоленской областной писательской организации и мне, как её руководителю, предстоит много ещё сделать, чтобы в нас поверили. Необходимо объединять все наши усилия для развития творчества смоленских писателей, не размениваться на споры и пересуды. Тогда появятся и новые книги наших авторов, и новые имена в смоленской литературе!
– Успехов Вам и возглавляемой Вами организации.

Александр БЕРЕЗНЕВ

 
По теме
Актер Керем Бюрсин, известный по сериалу «Постучись в мою дверь», получил роль в ремейке российского фильма «Холоп» Съемки запланированы на лето 2024 года, об этом сообщает портал aif.ru ,
Актер Марк Уолберг поделился своей историей несчастного случая, произошедшего во время съемок фильма Звезда получила травму, и доктора настоятельно рекомендовали ему прекратить работу.
Участник телевизионного шоу «Новая Фабрика звезд» Александр Малахов выразил желание записать совместный трек с такими известными певцами, как Сергей Лазарев, Григорий Лепс и Сергей Жуков Это пока лишь мечта молодого вокалиста,
смоленская область присоединилась к Неделе профилактики инфекционных заболеваний - фото - 1 - Департамент здравоохранения К инфекционным относятся заболевания, вызываемые патогенными микроорганизмами - бактериями, вирусами, грибками или паразитами, и передаются от зараженного человека здоровому.К инфекционным относятся заболевания,
Департамент здравоохранения
Смоленские медики выедут в сельскую местность в рамках проекта «Добро в село» - Смоленская газета Цель проекта – повышение доступности медицинской помощи и медицинской грамотности населения отдаленных муниципальных образований в вопросах сохранения собственного здоровья.
Смоленская газета