В Смоленск вернулись иконы из личной коллекции Марии Тенишевой. Они были отреставрированы во всероссийском художественном центре имени Грабаря. Больше половины из них до этого находились в очень плохом состоянии и не экспонировались десятилетиями. В ходе реставрационных работ неожиданно выяснились новые исторические факты о вещах из коллекции знаменитой смоленской меценатки.
Московский реставратор Игорь Смирнов лично доставил в Смоленск восстановленные иконы из коллекции Марии Тенишевой. На этих фотографиях можно увидеть, как они выглядели до реставрации: почерневшие, со множеством утраченных фрагментов. Над каждой иконой специалисты трудились в течение года: убирали с изображения грязь, укрепляли слой краски и возвращали образам первоначальный облик.
Игорь Смирнов, художник-реставратор:
«Мы видим, как они выглядели, когда мы открываем с них позднейшие записи или потемневшею олифу, тогда они открываются нам такие, какие они были, мы добываем это «из-под времени», так сказать».
Иногда реставрация приводит к совершенно необычным открытиям и последующей научной переатрибуции. Это значит, что в процессе восстановительных работ у вещи выясняется другое авторство или датировка. Так произошло и с этим ларцом, который много десятилетий находился в аварийном состоянии.
Антонина Полулях, главный хранитель Смоленского государственного музея-заповедника:
«Эта шкатулка отправлялась на реставрацию с определенной датировкой. Что это Россия, начало 20 века, после реставрации она вернулась с другой атрибуцией. Осталось, что это атрибуция Россия, но датировка превратилась в 17 век. То есть, на 300 лет, она стала старше, но обрела вид более новой шкатулки».
Из-за яркой и детальной росписи ларца специалисты считают, что первоначально он принадлежал зажиточным крестьянам и только потом попал в коллекцию Марии Тенишевой. Шкатулка и иконы не выставлялись более века. Все это время сотрудники музея старались поддерживать раритеты в сохранности. Специалисты отмечают, что коллекция Тенишевой необычайна богата. В течение десятилетий меценатка собирала иконы и домашнюю утварь по всей России.
Антонина Полулях, главный хранитель Смоленского государственного музея-заповедника:
«Она отправляла целые экспедиции, оплачивала людям, которые разыскивали эти иконы, покупали эти иконы. В основном это северные регионы России. Поэтому у нас здесь много икон новгородской школы, старообрядческих икон».
В ближайшее время все отреставрированные экспонаты можно будет увидеть в экспозиции музея «Русская старина». Именно там они находились во времена Тенишевой, и туда они и вернутся.
Юлия Пашаева