Князь Владимир: увековеченный образ. Интервью со скульптором во время работы

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященный 1000-летию преставления князя Владимира. Сегодня мы рассказываем о беспрецедентном проекте – создании памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру – Крестителю Руси. Скульптура появится в нашем городе совсем скоро. И если в прошлый раз мы говорили о крещении Смоленщины и роли в данном событии князя Владимира, то сейчас заинтересовались непосредственно скульптурой. На каком этапе находится создание памятника? Когда мы его увидим на набережной? Каковы тонкости процесса изготовления? Все эти и другие вопросы мы задали непосредственно создателю выдающегося памятника – скульптору Валерию Гращенкову .

Фотогалерея


Но прежде уделим внимание автору памятника. Валерий Гращенков – профессор, член Союза художников России, ученик выдающихся скульпторов Льва Кербеля и Альберта Сергеева, участник свыше 150 международных, всероссийских, областных и городских художественных выставок, знакомый широкой общественности как автор любимой горожанами скульптуры «Кот Смоленской», памятников уроженцам Смоленщины – видному деятелю екатерининской эпохи Григорию Потемкину и всемирно известному писателю Борису Васильеву, а также преподобному Авраамию Смоленскому.

Чтобы пообщаться с Валерием Гращенковым, узнать подробности творческого процесса, а также получить эксклюзивные кадры работы над будущим памятником князю Владимиру, пришлось отправиться в литейную мастерскую под Смоленском, при которой и живет в последнее время Валерий Степанович, чтобы выполнить работу в срок. Кстати, на данный момент четырехметровая статуя Владимира Крестителя является самым масштабным проектом, который реализует Валерий Гращенков. О том, как идет работа, рассказывает он сам.

– Валерий Степанович, Ваши работы украшают центральные улицы Смоленска, Вы известная персона в профессиональных кругах. И все же: как именно Вы стали исполнителем именно этой скульптуры?

– Можно сказать, что этот проект сам меня «нашел», например, в отличие от предыдущей крупной работы – памятника преподобному Авраамию Смоленскому. Это был мой замысел, который, к счастью, при поддержке Смоленской епархии и ряда частных инвесторов удалось реализовать.

А если говорить о памятнике князю Владимиру, то у меня были эскизы, я как художник размышлял над скульптурным воплощением столь масштабной исторической личности. Смоленская епархия обратилась ко мне напрямую с предложением о создании памятника Владимиру Крестителю. Мне лично такая идея всегда очень нравилась. Я согласился и рад, что воплощаю ее в жизнь.

– Где Вы искали вдохновение, когда работали над эскизами?

– В основном в литературе о князе Владимире. Кроме того, изучил аналогичные памятники ( их в мире насчитывается более десятка. Так, памятники Владимиру Крестителю есть в Белгороде, Владимире, Севастополе, Туле; в Великом Новгороде он часть скульптурной композиции «Тысячелетие России», а также за границей – в Австралии, Великобритании, Канаде… – прим. авт. ), чтобы не «изобрести велосипед». Общего во взглядах художников бывает много, поэтому необходимо найти свое видение и выразить его. Кроме того, во время выполнения работы появляется огромное количество вариантов: рождается некая пластическая идея, которую обязательно нужно зафиксировать и хочется применить. Остановиться очень сложно… Но, разумеется, на данном этапе работ уже ничего не изменить, кроме разве что небольших поверхностных деталей.

– Проект 25-метровой скульптуры князю Владимиру, который планируется установить в Москве, на Воробьёвых горах, также в августе как-то повлиял на Ваше творческое решение?

– Совсем нет, учитывая, что вышеназванный проект появился позже. В данном случае у меня все было оформлено в эскизах до того момента, когда конкурс в Москве был объявлен. Поэтому я их тогда не видел.

– Сколько времени Вы работаете над памятником князю Владимиру?

– После выбора трех основных эскизов и утверждения у Патриарха итогового варианта, работа продолжается с октября 2014 года. На непосредственное изготовление памятника есть два месяца. К концу июня работа должна быть завершена в глине. Затем следуют формовка, восковка, литье и сварка с проработкой, патинирование и монтаж на месте.

– Вы работаете над скульптурой в одиночку?

– Да. Студентов привлекать не вижу смысла. К сожалению, на художественно-графическом факультете Смоленского государственного университета, где я преподаю, современная программа рассчитана на минимальное знакомство со скульптурой как видом искусства. В силу этого практических навыков в изготовлении скульптуры у будущих выпускников не так много, как хотелось бы. Приглашать для работы «раскрученных» специалистов из других городов, учитывая рамки бюджета, накладно. Пока справляюсь один и думаю, что успею.

– Предлагаю поговорить о самом памятнике. Насколько облик князя, который Вы воплощаете, историчен?

– Вся одежда и обувь, вплоть до деталей, в частности – растительного орнамента на плаще, соответствует той исторической эпохе, в которую жил князь Владимир. Правда, ряд элементов, например, фибулу и панагию пришлось убрать – поместить их просто некуда. Глубокой символикой проникнута поза князя Владимира: он стоит лицом к Днепру, правой рукой указывая на реку, а левой рукой прижимает к сердцу крест. Отмечу, что крест шестиконечной формы был выбран по пожеланию Патриарха Кирилла, который участвовал в утверждении эскизов. Кроме того, на поясе у Владимира висит меч – символ княжеской власти.

Что касается внешности князя Владимира, то в наибольшей степени это фантазия. По имеющимся историческим источникам нельзя установить доподлинно, как он выглядел. В процессе создания эскиза в пластилине я очень много работал над выражением лица. В нем, по моей задумке, должна присутствовать властность, но в то же время и духовность.

Разумеется, в процессе работы я немало размышлял над тем, что за человек был князь Владимир. Несомненно, это очень сильная натура. В мировой истории лишь единицам удалось не просто кардинально изменить себя, но и определить судьбу своей страны на много веков вперед.

– Нередко художники, работая над такими сложными проектами, рассказывают о различных мистических моментах. Можете ли Вы рассказать о чем-либо подобном?

– Нет. Некоторые решения видел во сне, но думаю, что это абсолютно нормальная ситуация. Когда постоянно обдумываешь ту или иную идею, мозг не «выключается» круглые сутки.

– На другие проекты время находите?

– Сейчас идет очень интенсивная работа, и к концу каждого дня физических сил просто не остается. Но желание сделать что-то дополнительно есть, и творческих идей очень много!

– Желаю Вам успехов в реализации этого проекта и многих других планов!

Беседовала Мария Волкова

 
По теме
Смоленские медики выедут в сельскую местность в рамках проекта «Добро в село» - Смоленская газета Цель проекта – повышение доступности медицинской помощи и медицинской грамотности населения отдаленных муниципальных образований в вопросах сохранения собственного здоровья.
Смоленская газета
Василий Анохин: В Смоленской области появится  образовательный кластер в сфере медицины - О чём Говорит Смоленск Губернатор: «Планируем создавать аналогичные центры и для других отраслей экономики Смоленской области» фото: пресс-служба правительства Смоленской области Смоленск, 26 марта .
О чём Говорит Смоленск
фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни «РОЗА ВЕТРОВ» - фото - 4 - Новодугинский район 22 марта 2024 года в МКУ ДО «Новодугинская ДШИ» состоялся Фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни «РОЗА ВЕТРОВ», который проводится в целях поддержки талантливых детей, пропаганды вокального исполнительского мастерства.
Новодугинский район