Мания кино по-смоленски

Смоленск по праву считают одной из столиц российской кинематографии. И дело вовсе не в кинофестивалях, которые получают у нас прописку. Начиная с 60-х годов прошлого века в Смоленске регулярно снимали художественные и документальные фильмы.

Пропагандистская лента «Образцовый полицейский», созданная оккупационными властями в годы Великой Отечественной, не в счет. Осенью 1963 года Сергей Бондарчук работал над съемками Бородинской битвы эпопеи «Война и мир» под Дорогобужем.

В 1966-м Смоленск промелькнул в картине Виктора Турова «Я родом из детства».Кстати, Владимир Высоцкий сыграл в ней тогда одну из своих первых ролей. 1976 год – драма Евгения Матвеева «Судьба», съемка эпизодов у стен Успенского кафедрального собора. 1979-й - детектив Владимира Фокина «Сыщик», сделавший известным Леонида Ярмольника.

В 1982 году на большой экран вышла лирическая комедия «Отцы и деды» с Анатолием Папановым. Пейзажи снимали в нашем городе. Смоленский ж/д вокзал образца 1987 года можно увидеть и в экранизации повести Бориса Васильева «Вы чье, старичье?».

В феврале 2004 года Смоленск выбрали для съемки нескольких сцен сериала «Курсанты»… И список можно продолжить...

2006-й

В начале 2006 года состоялся премьерный показ картины «Мать», которую снял по рассказу Надежды Тэффи режиссер, народный артист СССР Сергей Колосов. Колосов работал над фильмом в Талашкине в июле 2005-го, а завершил ее в Париже. Главную роль в драме Сергея Николаевича сыграла его супруга, народная артистка СССР и наша землячка Людмила Касаткина. В массовке участвовали студенты актерского курса СГИИ.

27 июня в Новоспасском стартовали съемки четырехсерийной картины по роману И. А. Гончарова «Обрыв». Съемочная группа «Мосфильма» прочно обосновалась в усадьбе Михаила Глинки. «Новоспасское - это Гончаров. Здесь прекрасная природа, талантливые люди и атмосфера, способствующая поэзии и проявлениям человеческой чувственности, настоящий заповедник природы и чувств, - не скрывал эмоций режиссер сериала Валерий Федосов. - Сегодня в России очень трудно найти первозданные места, идеально сохранившие дух XIX века. Слава богу, что селу Новоспасское удалось сохранить русскую душу. Это маленький оазис, аккумулировавший в себе русскую культуру, традиции, зодчество».

2008-й

После новогодних праздников в Смоленск пожаловал молодой режиссер из Вильнюса Шарунас Бартас, который снял ряд эпизодов на Колхозной площади, а затем принял решение разнообразить художественный фильм с загадочным названием «Ни до, ни после» планами интерьера смоленской «сталинки».

Кинокритики сравнивают Шарунаса Бартаса с Андреем Тарковским и Алексеем Германом-старшим: «Невольную ассоциацию с автором «Жертвоприношения» вызывает настойчивое вплетение Бартасом в язык кино стихий - воды и огня, однако его метафоры никто не осмелится назвать калькой, настолько они изысканны и утонченны. С Германом литовца роднят безнадега лабиринтов коммуналок и вереница судеб персонажей, затерянных в просторах постсоветского пространства. Режиссер не пренебрегает крупными планами лиц, состояние которых он умеет передать не хуже живописца-портретиста».

2009-й

Режиссер Юрий Кузавков снял на хуторе Загорье, что в Починковском районе, несколько эпизодов фильма о Твардовском «Три жизни поэта». Триптих основан на событиях 1954 года, когда Александр Трифонович пытался реабилитировать раскулаченную в годы коллективизации семью.

«На роль юного Александра, героя первой части триптиха «Сын кулака», понадобился мальчик девяти лет с актерским опытом, и мы нашли его в Смоленске - в средней школе №2, - признался Юрий Кузавков. - Главное условие было - портретное сходство Алексея Зайченкова с Сашей Твардовским. Мальчик зарекомендовал себя настоящим профессионалом и, несмотря на ноябрьский холод, дождь и усталость, работал самоотверженно!»

С участием Алексея планировали снять семь сцен из раннего детства Александра Трифоновича. «Мне хотелось процитировать «Зеркало» Андрея Тарковского, провести лирическую параллель для создания пронзительного эффекта возвращения в прошлое, - вспоминает режиссер. - Детские воспоминания поэта - это суд над собой, его чувство вины перед родителями».

Леша Зайченков не скрывал, что у него наибольший интерес вызвали съемки у окна: «Мне нужно было посмотреть в запотевшее окошко и потом слегка протереть его рукой. Я заинтересовался: а как же будут снимать влажное окно? Оно же сухое! Окно… «запотели» с помощью электрического чайника, когда снимали самый последний дубль. Нагрели воду - и выпустили на стекло пар из носика!»

2011-й

В середине июля железнодорожную станцию Починок облюбовал режиссер Владимир Янощук. Именно здесь прошли съемки мелодрамы «Прощание славянки». Для создания атмосферы провинциального вокзала название населенного пункта «Починок» на три недели(!) заменили на «Колошково», что вызвало у пассажиров искреннее недоумение: «Ехали в Починок, а попали в Колошково!» Проводники без устали объясняли людям, что на вокзале снимают кино. Кстати, Владимир Янощук долго выбирал «вокзал для двоих» - актеров Даниила Спиваковского и Евгении Добровольской. Режиссеру оказалось достаточно глянуть на снимок станции в Смоленской области, и другие «вокзальные кандидатуры» сразу же отпали.

Романтика вокзала привела в Смоленск и Константина Рацера, отснявшего несколько эпизодов своего дипломного проекта «Холод» в купе фирменного поезда Смоленск - Москва. «Холод» снимали в апреле, в качестве продюсера ленты выступил смолянин, известный актер Сергей Болотаев («Не родись красивой», «Бабло», «Невечерняя»). Работу над проектом продолжили в смоленском салоне «Декупаж» и клубе «Голд».

ЗНАЙ НАШИХ

В декабре 2011 года в Москве прошел Международный фестиваль документального кино «АРТДОКФЕСТ». В конкурсную программу киносмотра вошла и картина Юрия Бурака «Когда жизнь была другой». «Рабочий путь» оказал создателям проекта неоценимую помощь в съемках этого фильма. Картина основана на архиве отца режиссера - фотокорреспондента Евгения Бурака, который сотрудничал с газетой «Рабочий путь» в 1970 - 1990-е годы.

Однажды у фотолетописца Смоленщины возникла идея вернуться на родину, пообщаться с героями своих репортажей - тружениками села, рабочими, интеллигенцией, посмотреть, как изменилась их жизнь за прошедшие 30 - 40 лет. Эту идею реализовал Юрий Бурак, в 2009 году начавший работу над документальным проектом «Когда жизнь была другой», посвященным 20-летию распада СССР.

«Сегодня на большом экране катастрофически не хватает простых жизненных историй, забыт прежний герой документальных лент - человек труда, - считает режиссер. – Мы постарались восполнить этот пробел, попробовав связать прошлое и настоящее России. В «Рабочем пути» до сих пор работает водителем замечательный человек, надежный напарник отца Анатолий Иванович Демченков. Ему в моем фильме отведено особое место. Отец рассказывал мне, как колесил с Анатолием Ивановичем в редакционной «Волге» по смоленской глубинке, в неформальной обстановке делясь впечатлениями об увиденном. Так рождались фоторепортажи Евгения Бурака».

Продолжение следует.

 
По теме
Актер Керем Бюрсин, известный по сериалу «Постучись в мою дверь», получил роль в ремейке российского фильма «Холоп» Съемки запланированы на лето 2024 года, об этом сообщает портал aif.ru ,
Актер Марк Уолберг поделился своей историей несчастного случая, произошедшего во время съемок фильма Звезда получила травму, и доктора настоятельно рекомендовали ему прекратить работу.
Участник телевизионного шоу «Новая Фабрика звезд» Александр Малахов выразил желание записать совместный трек с такими известными певцами, как Сергей Лазарев, Григорий Лепс и Сергей Жуков Это пока лишь мечта молодого вокалиста,
Смоленские пограничники нашли в белорусском микроавтобусе тайник с нелегальным грузом - Смоленская народная газета Мужчина пытался ввезти в Россию цветной металл Сотрудники пограничного управления ФСБ по Смоленской области пресекли попытку незаконного ввоза в Россию лома цветного металла на 250 тысяч рублей.
Смоленская народная газета
смоленская область присоединилась к Неделе профилактики инфекционных заболеваний - фото - 1 - Департамент здравоохранения К инфекционным относятся заболевания, вызываемые патогенными микроорганизмами - бактериями, вирусами, грибками или паразитами, и передаются от зараженного человека здоровому.К инфекционным относятся заболевания,
Департамент здравоохранения