Ожидания оправданы сполна!

Фото: www.smol-news.ru

31 мая в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова концертом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» открылся 62‑й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки.

Торжественному открытию предшествовал пресс­подход губернатора Смоленской области Алексея Островского и художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, народного артиста России Юрия Башмета к журналистам. Прозвучали вопросы о репертуарной афише фестиваля и практическом отсутствии в ней произведений М.И. Глинки, а также предложение сделать доброй традицией открытие каждого последующего фестиваля имени М.И. Глинки выступлением оркестра «Новая Россия», встреча с которым для смолян – всегда большой и долгожданный праздник.

Юрий Абрамович Башмет благосклонно отнёсся к этой идее, а Алексей Владимирович Островский пообещал решить вопрос на уровне министра культуры, тем более что в адрес 62‑го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки Владимир Мединский прислал большое поздравительное письмо. Его зачитала ведущая концерта – музыковед Московской государственной филармонии Татьяна Васильева . Что касается программы концерта, она была великолепной, и составили её великие музыкальные произведения, именуемые популярной и любимой классикой. В первом отделении концерта в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета прозвучала Симфоническая увертюра­фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Кстати, это произведение композитор считал лучшим из того, что им написано. Три удивительно мелодичные и очень известные пьесы для скрипки с оркестром исполнил солист Московской государственной филармонии, заслуженный артист России, лауреат конкурса имени П.И. Чайковского Николай Саченко . Изумительный, высокотехничный скрипач, виртуозно владеющий инструментом, к сожалению, малоизвестен широкой публике. Думается, что выступления с оркестром «Новая Россия» помогут артисту сделать достойную музыкальную карьеру. А что касается Михаила Ивановича Глинки, его великое имя и бессмертные музыкальные творения незримо присутствовали в стилистике концерта, поскольку Пётр Ильич Чайковский, по его собственному признанию, первое по настоящему сильное музыкальное потрясение испытал в достаточно юном возрасте, когда ему, мальчику из провинции, довелось впервые побывать в Мариинском театре, где давали оперу «Жизнь за царя». Гениальность создателя русской национальной оперы была столь очевидной и недосягаемой для юного Чайковского, что стала вершиной, к которой он стремился всю свою творческую жизнь.

Во втором отделении концерта прозвучала Симфония № 5 до минор – самая известная у великого Людвига ван Бетховена, которого Михаил Иванович Глинка считал лучшим композитором своего времени. Современники называли эту симфонию «одним из самых выдающихся произведений эпохи», а ведущая концерта, музыковед Татьяна Васильева призналась, что именно это сочинение композитора о силе и неотвратимости судьбы повлияло на то, что она связала свою жизнь с музыкой – стала музыковедом.

1 июня, в день рождения Михаила Ивановича Глинки, к его памятнику, как всегда, были возложены цветы, тёплые и проникновенные слова о композиторе произнесла музыковед Татьяна Васильева, а затем на площадке перед зданием филармонии состоялся концерт Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств Автономной Республики Крым Игоря Каждана . В сопровождении оркестра романсы русских и зарубежных композиторов исполняли солисты филармонии. И всё было бы прекрасно, если бы не одно «но»… Концерт народного оркестра проходил одновременно с праздничной музыкальной программой, посвящённой Дню защиты детей. С одной стороны Блонье звучала классическая музыка, с другой раздавались развесёлые шлягеры и звонкие голоса аниматоров. И горько было за Глинку, обидно – за детей, неловко – за городские власти, которые почему‑то согласовали проведение двух достаточно серьёзных мероприятий практически на одной площадке и в одно время.

Это было днём, а вечером в Концертном зале имени М.И. Глинки состоялся изумительный концерт, в котором, как сказала его ведущая, кандидат искусствоведения Ярослава Кабалевская , перед смоленской публикой выступили лучшие музыканты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского – преподаватели и студенты. Московская консерватория чтит нас своим вниманием ежегодно вот уже пятнадцать лет. И каждый концерт студентов и выпускников лучшего высшего музыкального учебного заведения России превращается в звёздный парад талантов. В первом отделении концерта выступали молодые преподаватели консерватории – инструменталисты, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, в том числе и одного из самых престижных в мире – международного конкурса имени П.И. Чайковского. Все они, без исключения, заслуженные артисты России и концертирующие исполнители. И замечательно, что помимо преподавательской деятельности они ведут насыщенную концертную жизнь, наглядным примером доказывая и показывая студентам, во­первых, куда стремиться, во­вторых, каких успехов можно добиться неустанным и ежедневным трудом, потому что успех – это, как известно, отчаянный труд.

Алексей Чернов и  Юлия Куприянова (фортепиано), Елена Семёнова (скрипка), Николай Агеев (кларнет) выступали в дуэтах и соло, покоряя отточенной техникой, эмоциональной отдачей и глубиной прочтения исполняемых произведений. Алексей Чернов, например, подарил слушателям «Мефисто­вальс» Ф. Листа. Впервые он сыграл его на конкурсе имени П.И. Чайковского, стал «золотым» лауреатом и с тех пор включает это счастливое для него произведение в каждое выступление. «Сорвала» бурные аплодисменты зрительного зала скрипачка Елена Семёнова. Такой страстной игры, такого яркого эмоционального посыла в зрительный зал смоленские слушатели не знали со времён последнего выступления на нашей сцене выдающейся Ирины Бочковой. И вот теперь – Елена Семёнова. Запомним это имя.

Во втором отделении концерта выступил хор студентов второго курса кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского под управлением преподавателя кафедры Тараса Ясенкова. Казалось бы, студенты второго курса – это ведь совсем молодые люди, всего второй год постигающие премудрости высшей музыкальной школы. Но как пел хор, которому подвластна любая музыка во всём жанровом разнообразии: от духовных песнопений Павла Чеснокова до баллад Владимира Высоцкого! А ещё песни Виссариона Шебалина, Владимира Дашкевича, Булата Окуджавы, попурри из русских народных. Без инструментального сопровождения. А капелла. Некоторые из них в сопровождении хора исполнялись солисткой Алёной Розкопа – обладательницей колоратурного сопрано. А когда по окончании концерта зал захлебнулся аплодисментами и криками «бис», запел дирижёр Тарас Ясенков . Это была «Песня о далёкой Родине» Микаэла Таривердиева из кинофильма  «Семнадцать мгновений весны». Обладатель чистейшего тенора и неплохих актёрских способностей, он проигрывал каждую музыкальную фразу этой трогательной песни про тоску по родине. А у слушателей, во всяком случае, у меня, душа отлетала куда‑то высоко, мир казался прекрасным, а жизнь – чистой и светлой, причём непременно розового цвета. Вот что значит соприкоснуться с высоким искусством.

Следующее эмоциональное потрясение смоленская публика испытала на первом сольном в Смоленске фортепианном концерте заслуженного артиста России, художественного руководителя и главного дирижёра Смоленского Камерного оркестра Михаила Аркадьева (на снимке справа). Концерт назывался «Бессмертный Шопен» и был посвящён 170­летию со дня смерти
Ф. Шопена. Он состоялся 2 июня в концертном зале имени М.И. Глинки.

Глинку и Шопена связывают и польские корни, и использование в творчестве народных песенных мотивов, и, конечно, гениальность, перешагнувшая века. В концерте прозвучали четыре баллады и четыре скерцо композитора. Баллада как музыкальный жанр обрела популярность в XIX веке. Первым в Европе стал сочинять баллады Фридерик Шопен. Его четыре баллады – взволнованное и возвышенное повествование о событиях, которые глубоко затронули душу, и людях, участвовавших в них. Думается, что баллады дают простор фантазии исполнителей, но, как ни странно, пользуются у них меньшим успехом, нежели, предположим, ноктюрны, вальсы и мазурки. То же самое относится и к скерцо.

Михаил Александрович Аркадьев, наверное, неслучайно обратился именно к этим нечасто исполняемым произведениям. Блистательный пианист, он виртуозно, в стремительном темпе, мастерски используя ритмические и гармонические обороты, исполнил восемь музыкальных композиций великого поляка, окончательно покорив сердца смоленских слушателей. Сидевшая рядом со мной дама, довольно известный и уважаемый человек в городе, и в антракте, и по окончании концерта неустанно повторяла, что счастлива, потому что в Смоленске появился музыкант такого высокого уровня, как Михаил Аркадьев. А она, между прочим, посещает филармонию с 1965 года и, более того, не пропустила ни одного фестиваля имени М.И. Глинки. И это я слышу неоднократно, причём от абсолютно разных людей.

Таковы события трёх фестивальных дней, а продолжение – в следующем номере газеты.

Лариса Русова

 
По теме
Фестиваль взял паузу - Gtrksmol.Ru 9 июня концертом Трио имени М.М. Глинки завершилась музыкальная декада, но 62й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И.
11.06.2019
Фестиваль взял паузу - Смоленские новости 9 июня концертом Трио имени М.М. Глинки завершилась музыкальная декада, но 62­й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И.
11.06.2019
 
«Не иссякает музыки река…» В Новоспасском состоялся кульминационный этап Всероссийского музыкального фестиваля имени Михаила Ивановича Глинки, посвященного 215-й годовщине со дня рождения великого русского композитора.
10.06.2019
Евгений Князев показал смолянам драму человека и власти - ГТРК Смоленск Моноспектакль с классической музыкой по произведению Пушкина Борис Годунов – в рамках Всероссийского музыкального фестиваля имени Глинки состоялось выступление народного артиста России Евгения Князева.
07.06.2019
 
00034-640x417 - Смоленские новости В очередной раз открытие Всероссийского музыкального фестиваля им. М.И. Глинки прошло без исполнения его произведений (подобное произошло в 2016г.
05.06.2019
ТОП новостей Смоленска за 18 июня - О чём Говорит Смоленск Проверка больниц, рост тарифов и ограбление с игрушечным пистолетом. Главное за сутки — в подборке информагентства «О чем говорит Смоленск» Алексей Островский поручил проверить региональные и районные больницы.
19.06.2019 О чём Говорит Смоленск
«Мать детских театров мира» - Департамент по культуре В рамках детской летней площадки к Году Театра в России состоялась медиалекция об инициаторе и организаторе первых детских театров Наталье Ильиничне Сац.
19.06.2019 Департамент по культуре
С 17 по 29 июня 2019 года в Москве и Санкт-Петербурге при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации проходит одно из самых ожидаемых мировых музыкальных событий – XVI Между
19.06.2019 Смоленские новости
Под Смоленском в жуткой аварии погиб вратарь хоккейной сборной Белоруссии - О чём Говорит Смоленск Подробности страшной аварии Смоленск, 19 июня . Одним из погибших в результате аварии, произошедшей в Смоленской области утром, оказался вратарь юношеской сборной Белоруссии по хоккею,
19.06.2019 О чём Говорит Смоленск
В получении взятки подозревается сотрудник ГИБДД УМВД России по г. Смоленску - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области возбуждено уголовное дело в отношении инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску.
19.06.2019 Следственный комитет
Во время посещения объекта Глава города пояснил, что работы на улице Багратиона ведутся в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
19.06.2019 Смоленские новости