Павел Акинин: «Мне есть, что сказать»

С начала сезона обязанности главного режиссера Смоленского театра кукол им. Д.Н. Светильникова исполняет режиссёр из Брянска Павел Акинин. Он поставил на смоленской сцене четыре спектакля: феерию «Puppet show: Привет! Бонжур! Хэллоу!», сказки «Муха-цокотуха» и «Морозко», а также спектакль «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В. Гоголя. Так что  Театр кукол переживает реорганизацию в условиях стационарного театра во главе с новым творческим лидером. Этот разговор с режиссёром состоялся в преддверии Дня театра.

- Павел Валентинович, за время репетиций у Вас была возможность познакомиться и с репертуаром, и с  артистами. Как Вы оцениваете актёрский потенциал Смоленского театра кукол?

– Прежде всего я против ярлыков! Когда попадаешь в новый театр, особенно бросается в глаза, что люди привыкли работать, как говорится, по накатанной. Так во всех театрах, не только в нашем. Это ведь очень сложно – ломать стереотипы! Иногда доходит до слёз… К примеру, до «Мухи-цокотухи» никто ведь даже предположить не мог, что, скажем, Валентина Лебедева – замечательная комедийная актриса!

Или, к примеру, Ирина Мезенева. Мне было интересно её посмотреть не в роли милой, благонравной девочки, каких она в основном играет, а совершенно в противоположной роли. Вот я и поручил ей сыграть вздорную и капризную мачехину дочку в сказке «Морозко»!

– И, следует признать, Ирина справилась с этой задачей хорошо…

– Да, конечно. Артист ведь как пластилин! Знаю это и по себе, потому что и сам – артист. Я ведь сначала  актёрское отделение закончил в Екатеринбургском театральном институте, а уже потом – режиссуру.

– Очень эффектным, можно сказать, виртуальным, получился Морозко в исполнении Виталия Игнатенко в последнем вашем спектакле. Зрители, в особенности дети подпрыгивали, нагибались – всё хотели его туловище рассмотреть и могли, потому что туловища никакого не было…

– Такой уж получился у нас персонаж. Он ведь волшебник!

Мне и театр ужаса интересен. Даже некоторый опыт имеется. Приходилось  ставить «Семью вурдалака» А.К. Толстого. Сначала мне казалось, что подросткам адресовать этот спектакль нельзя, рано. Помню себя в детстве, когда впервые прочитал «Семью вурдалака». Я испытал ужас, который невозможно сравнить даже с ощущениями от гоголевского «Вия»!

Однако современные дети более развитые, чем предыдущие поколения. Они гораздо больше видели. Да и технические возможности теперешние разве можно сравнивать с тем, что было, скажем, лет двадцать назад?

Так что 12-летние зрители приняли «Семью вурдалака» на ура. Ведь когда пугаешься, такую испытываешь радость, узнав, что это всё неправда! Однако, конечно, всегда нужно отдавать себе отчет, для какого возраста ставится спектакль.

– Вы начали в Смоленске со спектакля для взрослых. Это ведь не случайно?

– Если имеется в виду спектакль-концерт «Puppetshow», там прежде всего преследовалась цель – устроить праздник для зрителей. Премьера была приурочена к презентации нового здания театра и открывала череду праздничных событий, посвященных 1150-летнему юбилею Смоленска. Второе – такой спектакль-феерия, когда одну куклу  одновременно вели трое, а то и четверо кукловодов, призван был убедить зрителей, да и самих артистов в их профессионализме, а также проверить, насколько качественно и современно техническое оснащение театра. Всё это вместе ознаменовало начало нового этапа в истории Смоленского театра кукол.

Я так скажу: театр кукол – совершенно уникальный театр! Мнение, что это исключительно детский театр, ошибочно. Это всё тот же ярлык, от чего нужно избавляться… Актриса, которая в детском спектакле зайчика играет или котёнка, она же может сыграть и Анну Каренину!

И ещё. Во врачебной практике существует такое понятие, как куклотерапия.

Ведь ребенок на прямой контакт со взрослыми, даже с родителями иногда может и не пойти, а с игрушкой – охотно будет общаться. И с помощью куклы, с помощью игры можно разрешить многие психологические проблемы ребенка, предупредить развитие комплексов.

– В Смоленском театре кукол на сегодняшний день не хватает молодежи.  Не задумываетесь о том, чтобы набрать актёрский курс при институте искусств?

– Думаю, пока говорить об этом преждевременно. А вообще к подготовке артистов лично я отношусь очень серьёзно. На мой взгляд, нужно оставить всего пять государственных вузов – Театральный институт им. Щукина, Щепкинское училище, Школу-студию МХАТ, ВГИК, ГИТИС – и хватит. Я понимаю, что и на частной основе, может быть, преподают способные люди, но все-таки нужно понимать, что это учеба  платная, и ясно, что там совершенно другой подход ко всему и, конечно, совершенно другие требования.

Сегодня выпускается большое количество якобы дипломированных артистов, но уровень  их подготовки оставляет желать лучшего, и поэтому они не востребованы, трудно с работой, и это может стать проблемой в дальнейшей судьбе актёра … В моё время в театральном был огромный конкурс, и очень трудно было учиться, и не все заканчивали…Но уж если заканчивали, то можно быть уверенным, что человек не зря получил диплом.

Сейчас как-то всё упростили, и в кино может сняться кто угодно, не имея профессии. Впрочем, это долгий разговор…

– Связываете ли Вы свои ближайшие планы со Смоленском?

– Пока, к сожалению, я бываю в Смоленском театре кукол лишь наездами, однако как только удастся продать дом в Брянске и вступить в ипотеку, намерен обосноваться в Смоленске.

Что же касается творчества, каждый режиссер хочет в первую очередь воплотить в жизнь свои идеи. В Смоленске для этого есть все условия. Я подошел к 40-летнему возрасту. Период страсти к экспериментам я уже пережил. У меня совершенно осознанное отношение к театру. И, чувствую, мне есть что сказать.

Я приверженец классики. Классика незыблема, на классике мы все растём. Если говорить о каких-то моих планах, хочу сказки Пушкина поставить.

– Будем ждать! Спасибо Вам, Павел Валентинович, за этот разговор. Поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днём театра!

Беседовала Светлана Романенко

Фото предоставлены театром.

 
По теме
Федор Бондарчук, известный режиссер и продюсер фильма «Сто лет тому вперед», подчеркнул, что его новая работа может стать переломной для российской кинематографии Он отметил, что возможно,
Вечерний пожар в Анастасино - МЧС Сообщение о пожаре в двухквартирном жилом доме в поселке Анастасино города Смоленска в службу спасения поступило около восьми часов вечера.
МЧС
Выставка – рекомендация «Профилактика острых кишечных инфекций». - Дорогобужская ЦБС Заражению ОКИ способствуют антисанитарные условия жизни, несоблюдение правил личной гигиены, употребление продуктов питания, хранившихся или готовившихся с нарушением санитарных правил.
Дорогобужская ЦБС
В Смоленске стартовал арт-проект "Глинка 220" - Город Смоленск  В честь 220-летия великого русского композитора Михаила Глинки Союз дизайнеров России предлагает желающим проявить свои таланты в создании уникальных артов!
Город Смоленск
В Вяземском районе сразу два Дома культуры обретут вторую жизнь - Единая Россия Всего в 2024 году в регионе благодаря проекту «Единой России» «Культура малой Родины» отремонтируют более 20 досуговых учреждений Совсем недавно завершился конкурс «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!».
Единая Россия
VIII Клетновские чтения в Вязьме - Мой город Вязьма.Ru В Культурно-выставочном центре | МБУ «ВИЦ» 28 марта прошло открытие VIII Клетновских чтений "Древние города Смоленской земли и сопредельных территорий в контексте современности".
Мой город Вязьма.Ru