Имя скульптора Нины (Дины) Андреевны Коненковой не столь широко известно, как имя ее великого учителя – Сергея Тимофеевича Коненкова. Но рославльчане по праву могут гордиться своей землячкой как интересным скульптором, обладающим своим особым мироощущением, восприятием, пониманием прекрасного.
Невольно возникает вопрос: не родственники ли? Обычно Нина на этот вопрос отвечала уклончиво, просила не связывать их имена, а посмотреть ее работы.
И только иногда неохотно признавалась - знакома, бывала, даже некоторое время жила на правах внучатой племянницы в той самой квартире на Тверском бульваре, где теперь музей-квартира С.Т.Коненкова.
Родилась Нина в селе Даниловичи Смоленской области 22 мая 1930 г. Рисованием и лепкой увлекалась еще в детстве. Позже поступила учиться на художественно-оформительское отделение Московского полиграфического института.
Рассказывают, что узнав об увлечении своей юной землячки ваянием, Сергей Тимофеевич поначалу отговаривал ее, говорил о трудностях, которые ждут ее на этом пути. Но она не отступала - работала, рисовала, лепила. И нередко рядом с Коненковым, в той самой мастерской, заряжаясь его неистовой фантазией и вдохновением.
Когда Коненков вместе с архитектором Саввой Бродским (ставшим позднее признанным художником-графиком, иллюстратором многих литературных произведений) обдумывал оформление музыкально-драматического театра в Петрозаводске (надо было выполнить большое количество фигур), то помогать ему в этой работе скульптор пригласил недавних выпускников Строгановского училища. Дине, которая училась тогда в Полиграфическом институте, Коненков поручил сделать несколько изображений на фронтоне и по углам здания.
Одна из самых сильных сторон творчества скульптора Нины Коненковой – портреты. Эйнштейн, Менделеев, Леонардо, Курчатов, Жолио Кюри, Циолковский, Микеланджело, Бетховен, Маяковский, Блок. Они вырезаны на деревянных плахах, индивидуальны, но общность их в духовной красоте и одержимости таланта. А ее Икар, созданный под впечатлением полетов в космос,— это прежде всего символ разума и воли: в неистовом взлете сильного торса — прорыв в неизведанное.
Основным мотивом ее работ героической темы стало Мужество. А рядом — произведения, звучащие весенней песней. В них Коненкова воплощает порывы чуткого сердца, славит вечную женственность.
Сама Конёнкова писала о своих работах: «Творить сильные прекрасные изваяния, когда-либо существовавшие на земле и на небе, выразить в них всеобщую истину – вот плата и слава художника».
Несколько лет назад выставка Нины Коненковой проходила в Доме Правительства Московской области, где демонстрировались работы из фондов государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. "Нина Андреевна Конёнкова - мастер с собственным творческим методом, присущим только ей одной способом обработки дерева, сюжетами. Скульптуры этого автора поистине уникальны и неповторимы, и мы уверены, что никто не останется равнодушным к её творчеству", - так отозвался о творчестве нашей землячки министр культуры Московской области Антон Губанков.
Увидеть работы Нины Коненковой можно и в гостевом флигеле усадьбы Голицыных в Больших Вязёмах под Москвой, где теперь находится ее музей-мастерская. А большую часть своих произведений скульптор завещала смоленской Художественной галерее.
Умерла Нина Андреевна Коненкова в Москве в 2006 г.