На смоленских подмостках - весеннее... помешательство!

«Бог нашей драмой коротает вечность! Сам сочиняет, ставит и глядит»… Строки Омара Хайама как нельзя точно отражают суть постановки, которую смоляне увидят    27 марта. Всемирный день театра полон сюрпризов, и один из них готовит заслуженный артист России Олег Кузьмищев. Режиссер    ставит одну из самых веселых комедий Мольера «Лекарь поневоле». В «ситкоме» французского драматурга XVII века достаточно нелепых ситуаций и превращений!

- Мольер дает современному режиссеру возможность найти ярмарочный, оригинальный карнавальный ход, - считает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. – Надеюсь на яркое зрелище и нестандартное прочтение классика, произведения которого сегодня есть в репертуаре каждого уважающего себя театра.

«Лекарь поневоле» найдет дорогу к сердцам зрителей, а помогут ему в этом заслуженный артист России Игорь Голубев, Александр Иванов, Валерий Брыксин, Ирина Лисенкова, Екатерина Максимова, Юрий Гапеев, Мария Вилюнова и Александр Кащаев.

«В смехе родился долгожитель…»

В апреле в театре снова будут кипеть и бурлить «Страсти роковыя» Игоря Войтулевича. В это невозможно поверить – смоляне увидят эту постановку в… 200-й (!) раз. «Творчество должно быть игрой, хулиганством, эпатажем. Не пошлым! Когда мы ставили «Страсти роковыя» в 1994-м, артисты так и не поняли, как получился спектакль, - вспоминал режиссер в одном из интервью «РП» в 2005 году. - Полтора месяца прохохотали, и… Сколько лет «Страсти» не сходят с подмостков, а? В смехе родился долгожитель…».

Тогда Войтулевич, доцент ГИТИСА, плотно ушедший в педагогику и производство сериалов, и предположить не мог, что его первый спектакль, поставленный в Смоленске, проживет еще 12 лет, завоюет призы на фестивалях и успех зрителей на гастролях. Сборная «солянка» «Страстей роковых», «сваренная» из четырех произведений блистательного сатирика Аркадия Аверченко («Ключ», «Самоубийца», «Сазонов» и «Ольга Николаевна»), по-прежнему любима публикой! С другой стороны, почему бы

не влюбиться в эту незамысловатую, трогательную историю, которая простыми словами, но образно и емко повествует о тайнах человеческого сердца?

- Интерес к «Страстям…» вообще никогда не угасал, - говорит Виталий Барковский . – Крепкая режиссура, слаженный ансамбль артистов. Заряженный талантом спектакль! За два десятка лет актерский состав менялся. В 1994 году главную героиню с таинственным именем «Она» играла Светлана Ульянова, ей на смену пришла Алла Козлова… Из старожилов в «сценических терзаниях» до сих пор занят Олег Кузьмищев. Какое там играет – живет! Вместе с Аллой Козловой и Игорем Голубевым создает живое чудо сценических перевоплощений, и театр благодарен им за это. Я привык верить только своим глазам, и вижу, что артисты работают достойно, выкладываются на полную мощь.

Редкий случай, когда спектакль существует столько лет и не теряет своей прелести. Обычно выживают постановки комедиографа Рэя Куни, бывает, что их и по 300 раз играют. Но к ситкому и отношение особое, снисходительное. «Страсти роковые» - это явление в культурной жизни Смоленска, заслуживающее внимание маститых критиков.

Низкий поклон вам, Игорь Геннадьевич!

«Постановка – живой организм, который заполняют люди… И нужен человек, который заново соберет сложный рисунок конструкции спектакля, вдохнет в нее жизнь. Вдохнет СВОЮ жизнь, СВОИ мысли и чувства в каждого актера на сцене».

Игорь Войтулевич, «Рабочий путь», 2009 год.

Несколько лет спустя Войтулевич попытался повторить успех «Страстей роковых» в Москве. Поставил антрепризу «Дамочка, или превратности судьбы» с Екатериной Стриженовой. «Дамочка» шла гладко, срывала аплодисменты… И только! Почему-то режиссеру не удалось извлечь из душевных струн столичных актеров прежнюю глубину, изящество и озорство. Ту бесшабашность и удальство на грани падения в голодный обморок – в начале 90-х всем жилось нелегко... А артистам - тем более.

С 17 по 22 апреля в Смоленске пройдут гастроли Тульского академического государственного театра драмы имени М. Горького. Знаменитый коллектив, удостоенный ордена Трудового Красного знамени, представит на сцене драмтеатра четыре спектакля - улетный «Боинг-Боинг» Марка Камолеттти, «Винную комедию» Робера Ламуре, уайльдовский «Веер леди У» и пьесу Юрия Полякова «Как боги».

Смоленская труппа отправится в Тулу «со своим самоваром» - повезет щукшинскую «И что я здесь делаю?!», «почти смешную историю» «Видеть надо душой» по пьесе Леона Агулянского, «Позднюю любовь» Александра Островского. И, конечно же, бессмертные «Страсти роковыя»!

Пятилетка бытия «Смоленского ковчега»

С 4 по 12 апреля на четырех площадках (Большая и Малая сцены драмтеатра, кукольный театр им. Д.Н. Светильникова и Камерный театр) смоляне увидят 22 постановки коллективов из Швеции (Этран), Польши (Варшава), Беларуси (Минск, Гродно и Пинск), Израиля (Тель-Авив) и России. Россию представят Москва и Санкт-Петербург, Кострома, Кинешма, Липецк, Тамбов и Орск, Рыбинск, Пенза и Смоленск.

- Несмотря на кризисную ситуацию в экономике и политике, которая, по объективным причинам, ограничивает нас в общении и лишает возможности вести конструктивный диалог, число участников смотра увеличилось вдвое, - признается Виталий Барковский . – Позиция Смоленска на театральной карте России и Европы укрепляется – на фестивале смоляне увидят ряд серьезных постановок, расширяющих пространство восприятия и решающих философские аспекты бытия. Ждем волнующих откровений от Валерия Шушкевича и Белорусского союза театральных деятелей. В 2010 году «Смоленский ковчег» был поражен мощью его моноспектакля «Достоевский вопрос», сегодня Шушкевич намерен выступить со сценической композицией для одного актера, поставленной по произведениям белорусского классика Владимира Короткевича «Дабравесце ад Уладзиiмiра». Зрителя ожидает исповедальный момент истины, катарсис погружения в иную, доселе неизвестную ему реальность.

Короткевич – наш современник, но через его сердце прошла вся тысячелетняя история Беларуси. Его персонажи спорят, смеются, грустят и ищут ответ на самый главный вопрос: «Кто же он такой, белорус? Откуда он взялся и куда идет?..». Разумеется, на национальном языке. «Дабравесце ад Уладзиiмiра»– приглашение в чудесную, искреннюю и мудрую страну, имя которой Владимир Короткевич.

Могут удивить и «Собаки» режиссера Полесского драматического театра (г. Пинск) Павла Маринича. За основу Маринич взял повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг!». Его герои – создания природы, выброшенные за черту размеренной жизни людей. В этих несчастных животных так много человеческого, здесь столько впечатляющих характеров! «Собаки» - это социальная драма, особенно актуальная и пронзительно звучащая, как натянутая струна, в обществе прагматиков. Искушенный зритель проследит в «Собаках» аналогию с горьковской пьесой «На дне», вот только вместо людей – бессловесные твари, нашедшие прибежище в «ночлежке» - овраге. Но эти собаки тоже будут до последнего верить в человеческую справедливость, в «собачью дверцу», за которой – рай… Будут вспоминать прошлое, декламировать стихи и влюбляться. И неизбежное крушение их надежд тоже будет пронзительным – как у Горького.

Конечно же, большие надежды мы возлагаем на Московский театр на Юго-Западе Валерия Беляковича (шахматный детектив «Игра в Наполеона») и на шведский «Театр Альбатрос» (Этран) (спектакль авангардиста Роберта Якобсона IN THE SHADOW OF HATRED THERE GROW FLOWERS («И в тени ненависти растут цветы…»).

Иногда у меня спрашивают: а почему вы не приглашаете на фестиваль в Смоленск именитые коллективы? Не отберете десятку таких, чтобы – ух! Я отшучиваюсь: «Кому-то ведь нужно стоять на обочине дороги и смотреть, а вдруг в придорожной пыли сверкнет бриллиант, а не бутылочное стекло?» Талантливый птенец выпал из «гнезда», а мы его довезем, куда нужно, и окрылим. Прославим! Среди лауреатов фестиваля «Смоленский ковчег»

было немало молодых театров и начинающих режиссеров, которые без нашей помощи не смогли бы уверенно заявить о себе и состояться. Мы выполняем благородную миссию доноров, которые дают право на жизнь человеку творчества…

В конкурсной программе участвуют три смоленских спектакля: драма «Зойкина квартира» в постановке заслуженного артиста России Николая Парасича, «почти смешная история» «Видеть надо душой» и феерия кукольного театра «Ночь перед Рождеством».

V Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» откроет Государственный академический музыкальный театр из Минска. Просим любить и жаловать – на Большой сцене комедия «Свадьба в Малиновке»!

А судьи кто?

Оценивать уровень театрального смотра будут: театральный критик и педагог, председатель экспертного совета премии «Золотая маска» (2014-2015г.г.) Александр Вислов; доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой изобразительного искусства Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова Татьяна Котович; доктор эстонский журналист, литератор и драматург, ученик Юрия Лотмана Борис Тух; заслуженный работник культуры РФ Надежда Деверилина и член Гильдии драматургов Америки, лауреат премии имени Чехова Леон Агулянский (Израиль). 

 
По теме
Смоленские медики выедут в сельскую местность в рамках проекта «Добро в село» - Смоленская газета Цель проекта – повышение доступности медицинской помощи и медицинской грамотности населения отдаленных муниципальных образований в вопросах сохранения собственного здоровья.
Смоленская газета
Василий Анохин: В Смоленской области появится  образовательный кластер в сфере медицины - О чём Говорит Смоленск Губернатор: «Планируем создавать аналогичные центры и для других отраслей экономики Смоленской области» фото: пресс-служба правительства Смоленской области Смоленск, 26 марта .
О чём Говорит Смоленск