Ушел, чтобы остаться с нами…

konsh-1_1
Фото: www.smol-news.ru

21 апреля исполнилось бы 65 лет заслуженному артисту РФ Николаю Коншину .

За 40 лет творческой деятельности Николая Коншина о нем написано около 300 статей — в книгах, журналах, газетах. Его яркий многогранный талант привлекал внимание не только смоленских, но и многих российских и зарубежных журналистов. А еще были вспоминания и письма, адресованные после преждевременной смерти Николая Коншина его жене и музе, заслуженной артистке РФ Людмиле Лисюковой.
Некоторые из них Людмила Степановна любезно предоставила нам для сегодняшней публикации.

Людмила Степановна, здравствуйте!
Пишу, и странно, что не приветствую Николая Сергеевича. Не укладывается…
Хорошо помню спектакль в музее Гоголя и нашу первую встречу. Лет семь назад… Это был «Портрет». Николай Сергеевич играл потрясающе. Легко, точно, объёмно. Просто покорил своим исполнением. И желание поработать вместе реализовалось в «Генералах». А ведь я не знал про его семейную историю, про род фабрикантов, оставшихся после революции в России, про репрессированного отца… Но он исполнил эту роль так, как только он мог это сделать. Видимо, то, что пришлось пережить предыдущим поколениям, стало главным человеческим капиталом. Аристократизм Николая Сергеевича (в самом хорошем значении этого слова) был не заёмный, не надутый, а самый что ни на есть настоящий, высшей пробы. И про знакомство и дружбу с В.В. Шульгиным я узнал позже…
Потом мы много работали вместе, и каждый раз Николай Сергеевич добавлял в палитру что_то новое. Были эпизоды, решением которых он просто поражал меня. Вот финальное стихотворение из «Времени прощения», которое могло вообще не попасть в фильм. Я просто не знал — как его можно прочитать. Это же подстрочник с немецкого, личное стихотворение непрофессионального поэта, вложившего в него всю боль пятилетнего заключения в лагере. То есть сгусток эмоций, но необработанный, корявый… Николай Сергеевич прочитал его с первого дубля так, что ком к горлу. И стихотворение стало эмоциональной точкой всей картины.
Вообще, у Николая Сергеевича была удивительная особенность — его голос не надоедал. Во время монтажа, который длится месяцами, одни и те же эпизоды прокручиваются многократно. Так вот, его голос был настолько деликатен и точен, что входил в фильм без остатка, растворялся в нём, становился его неотъемлемой частью.
Наш японский проект, о котором Вы хорошо знаете, не может запуститься уже три года. И вот вроде бы появились перспективы. Пока намёки, скорее, но всё-таки. К весне могли бы снять и летом записать. Так и предполагал, что Николай Сергеевич прочитает дневники св. Николая Японского. Даже не думал, что может быть иначе…
Людмила Степановна, крепитесь. Понимаю, что любые слова здесь бесполезны. Но Вы не одни. Не знаю сколько, но думаю, что многие, очень многие молятся вместе с Вами.

Юрий Кузавков,
российский кинорежиссер

Он ушёл, чтобы остаться с нами

Николай Сергеевич Коншин… Перед мысленным взором предстаёт высокая стройная фигура, развевающиеся полы пальто, стремительная походка, несмот-ря на трость. У него было удивительное лицо: благородное, изборождённое морщинами, над которыми потрудились годы и люди. Умные, всепонимающие, мудрые глаза. Голос… Такой голос Бог даёт не каждому. Глубокий, сильный, поражающий своим диапазоном. То стальной, величественный, громоподобный. То передающий тончайшие оттенки чувств и состояний человека. Николай Сергеевич доносил до своих зрителей и слушателей смысл каждого слова, его внутреннее содержание.
Он лучился необъяснимой актёрской энергией — мощной, притягательной. За этим стояла титаническая работа, но зритель этого не ощущал, настолько органично Николай Сергеевич существовал на сцене. Для себя везде и всегда он устанавливал высокую планку. Это относится не только к его работе актёра, но и к дикторской деятельности, озвучиванию документальных фильмов на канале «Культура». Он в полной мере служил театру и искусству.
С грустью приходится констатировать, что в наше время такие понятия, как честь, достоинство, теряют ценность. Николай Сергеевич был человеком чести и достойным гражданином. Не терпел хамства, низкопоклонства, двуличия, несправедливости, чиновничьего произвола. Его голос всегда звучал в защиту правды и справедливости. И всегда аргументированно.
Жизнь Николая Сергеевича была наполнена богатым внутренним содержанием. Он много читал, постоянно совершенствовал себя. С ним было интересно общаться, он был фантастическим рассказчиком, много знал. Умел слушать и слышать. Рядом с ним всегда хотелось стать лучше. Николай Сергеевич щедро делился теплом своей души, радостью познания и открытиями. Он принадлежал к тому удивительному, свободолюбивому послевоенному поколению, которое по большому счёту ничего не боялось.


Николай Сергеевич очень много делал бескорыстно, ради чего_то возвышенного. Возвышенно и трепетно относился к своим родным и близким. А о своей жене, заслуженной артистке РФ Людмиле Степановне Лисюковой неизменно говорил с огромным уважением, трепетной нежностью и любовью.
Так трудно говорить о нём «был». Вместе с Николаем Сергеевичем ушла час-тичка нас самих, стало меньше теплоты и надёжности.
Но каждый раз, проходя мимо Смоленского драматического театра, невольно вглядываешься в окружающее пространство: не мелькнёт ли где_то высокая стройная фигура, а в театральных окнах отразится такое до боли знакомое лицо…

Валентина Степанова, Виктор Минченко, сотрудники Смоленской областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского

«Аккомпаниатор»

С Николаем Сергеевичем Коншиным я познакомилась осенью 2004 года в период учебы в аспирантуре Смоленского государственного университета. Это произошло благодаря его жене Людмиле Степановне Лисюковой, с которой мы сотрудничали, когда я писала диссертацию по драматургии А.П. Чехова.
Так началась наша дружба, а супруги Коншины стали для меня самыми близкими людьми в Смоленске.
Впервые я увидела Николая Сергеевича в главной роли в спектакле «Аккомпаниатор» по одноименной пьесе А. Галина в постановке В. Мамина. Помню волнение, которое охватило меня, когда он вышел на сцену и заговорил. В его сценическом поведении было что_то могучее и волшебное, что_то прекрасное, сохранившееся с тех времен, когда русский актер слыл магом на театральных подмостках. Игра Николая Сергеевича обнаруживала энергию и глубину мхатовской школы, сложную простоту русского психологического театра.
Он был отважным и талантливым актером, прекрасно владеющим текстом. Едва появившись, он моментально создавал сценический образ, одаривая зрителей полнотой жизни и глубоким пониманием искусства. Его Изольд Тимофеевич Кукин был изящным, остроумным, грустным рыцарем. Он смеялся над обывательским существованием и смехом побеждал смерть. Я много раз смотрела этот спектакль (он шел целых 12 лет!), где вместе с Николаем Сергеевичем блистали замечательные актрисы Смоленского драматического театра — заслуженные артистки России Людмила Сичкарёва и Елизавета Зима.
Меня потрясали интерпретации Н.С. Коншина и Л.С. Лисюковой русской классики — их работа в спектакле «Портрет» по повести Н. В. Гоголя, инсценировках произведений и биографии Достоевского, представленные в России и за рубежом. Однажды Николай Сергеевич рассказал о забавном случае, который произошел с ним в Германии. Он возвращался из Италии в Россию через эту страну. Зимним вечером, мокрый и замерзший, он зашел согреться в кафе. В помещении было тепло и уютно, а начищенный пол сверкал чистотой. Николай Сергеевич сел за столик и заказал кофе. И вдруг он заметил, что кто_то оставил на полу грязный, мокрый след. «Надо же, — подумал Николай Сергеевич, — и у немцев бывают пятна». А потом неожиданно понял, что грязный след оставил… он сам. Всегда грустно смеялся в конце истории.
В его осанке, речи, поведении чувствовался аристократизм. Слова содержали сердечную теплоту, житейскую мудрость и грустный юмор.
Благодаря Людмиле Степановне и Николаю Сергеевичу я провела в Смоленске удивительные месяцы, познакомилась с труппой Смоленского театра, театральными критиками, студентами школы-студии. Я писала рецензии на спектакли, ходила на премьеры, жила театром, который составлял важную часть культурной жизни города.
Вспоминаю уютную квартиру Коншиных, где мы втроем обсуждали спектакли, говорили об истории театра, литературных текстах. Для меня это был особый локус в еще не знакомом городе. Постепенно Смоленск превратился в мой любимый русский город. Здесь я полюбила русский театр, о котором читала и грезила в детстве. Коншины ввели меня в этот прекрасный мир, а любовь к театру определила мою дальнейшую судьбу.
За два года я увидела Николая Сергеевича в разных ролях (в том числе М.И. Глинки), много раз оказывалась в кругу его коллег. У нас было много любимых тем, грустных и веселых эпизодов. Этот замечательный русский актер навсегда останется в моей памяти в белом костюме Кукина — вдохновенный, красивый, парящий над земной суетой в пространстве другого мира — мира искусства.

Наталья Няголова,
преподаватель классической русской литературы
университета Кирилла и Мефодия
г. Велико-Тырново (Болгария)

Наша семья благодарит российских, а также зарубежных журналистов, проявивших внимание к личности Николая Сергеевича Коншина, к его многогранному таланту. Спасибо всем, кто был рядом с ним на протяжении всего его творческого пути, кто аплодировал ему, поддерживал его, делился своим душевным теплом.

Людмила ЛИСЮКОВА, заслуженная артистка РФ

 
По теме
Артист почти не раскрывает свою личную жизнь, уже давно ходят слухи о его романе с коллегой по сцене, но сам исполнитель так и не подтвердил официально догадки поклонников.
Предложение о включении творчества певца ШАМАНа в учебники по истории для школьной программы обучения было направлено министру просвещения РФ организацией «Ветераны России».
Кинематография — это удивительная и захватывающая область, в которой талантливые создатели воплощают свои уникальные идеи Хороший фильм требует вклада многих людей: сценарист должен написать отличный сценарий,
На церемонии прощания с Александром Ширвиндтом, известный сатирик и актер Геннадий Хазанов продемонстрировал высокое мастерство, сочетая в своих выступлениях скорбь и юмор «Мне кажется, будто я слышу слова Шуры: «Ген,
Дочь известных актеров Моники Беллучи и Венсана Касселя, модель Дева Кассель, стала новым лицом знаменитого модного бренда Dior, как сообщает ресурс gosrf.ru В свои 19 лет она стала амбассадором как модных,
Ущерб в порядке суброгации В Дорогобужский районный суд Смоленской области с исковым заявлением обратилась страховая компания к гражданке «Т» о взыскании с последней ущерба в порядке суброгации.
Дорогобужский районный суд