После тяжбы из афиши исчезли полюбившиеся зрителям спектакли
Театральный художник, живописец и график, бывший художник-постановщик Смоленского камерного театра Людмила Пономарева обратилась с иском в суд к администрации учреждения культуры. Известный деятель выиграла тяжбу: 50 тысяч рублей ей должны выплатить в качестве компенсации морального вреда за нарушение авторских прав . Подробности судебного разбирательства стали известны SmolNarod.
Спустя много лет после успешной демонстрации в театре спектаклей «Колобок» и «Примадонны» Людмила Пономарева неожиданно обнаружила, что в созданные по ее эскизам костюмы к данным постановкам администрацией учреждения внесены существенные изменения. При этом нововведения не согласовали с автором.
Фото: предоставлено SmolNarod— Например, в рейтинговом спектакле «Примадонны» я как художник по костюмам, согласно идее пьесы и спектакля, создавала костюмы по сюжету для безработных актеров. Тон должен быть приглушенный, ведь по смыслу у героев пьесы не было денег на новые платья, они использовали те, которые долго лежали у них в чемоданах. В разрушение стилистической концепции и режиссерского решения в 2023 году театр вносит изменения в спектакль, делая костюмы исполнителей главных мужских ролей яркими и кричащими с розовыми и красными акцентами », — рассказала художник нашему изданию.
Фото: предоставлено SmolNarod, спектакль «Примадонны»Она обратилась в администрацию театра с просьбой вернуть костюмы в исходный вид, на что получила отказ, поэтому Людмила Александровна была вынуждена написать исковое заявление в Ленинский районный суд.
— От администрации театра я так и не получила отклика для разрешения сложившейся ситуации, поэтому обратилась в администрацию города Смоленска, где мне порекомендовали решать вопрос о нарушении авторских прав в рамках закона. Благодарю мэрию в лице главы Александра Новикова за то, что поддержал меня как художника, — отметила Людмила Пономарева.
Служители Фемиды, учитывая личность и известность Пономаревой ( значительный стаж работы, участие в региональных выставках и фестивалях – прим.ред. ), а также «степень вины театра и тяжесть для автора наступивших последствий» пришел к выводу о взыскании с ответчика 50 тысяч рублей в счет денежной компенсации морального вреда ( за нарушение права авторства и права на неприкосновенность произведения ).
— Правда, вместо того чтобы вернуть костюмы в исходный вид, что было бы легко сделать, театр после суда принял «удивительное» решение. Причем явно не в пользу зрителей! Из репертуара «камерного» убрали спектакли, в которых я была художником – и не только те, что были предметом спора («Примадонны» и «Колобок»), но также полюбившиеся смолянам и гостям города «Снегопад для Киры», «Приключения кота Леопольда», «Матушка крапива». Смысл этих действий мне непонятен, ведь я получаю небольшие авторские отчисления – для меня это всё непринципиально. Пострадали актеры и зрители, — считает наша собеседница.
Фото: предоставлено SmolNarodОтметим, что Людмила Александровна окончила Витебский технологический институт легкой промышленности (специализация «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности») и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Черкасова (сейчас это Российский институт сценических искусств – прим.ред., специализация «Театральная техника и оформление спектакля»).
Пономарева также является членом правления в смоленском Союзе театральных деятелей, членом Санкт-Петербургского творческого союза художников при Международной федерации художников (IFA). До 2023 года – художник Смоленского камерного театра, автор сценографии и костюмов в спектаклях «Шинель», «Необыкновенные приключения кота Леопольда», «Веселый вдовец», «Колобок», «Снегопад для Киры» «NeoДачники», «Доктор Айболит», автор костюмов к спектаклю «Примадонны» и многих других.
Напомним, что ранее суд восстановил Олега Марковкина в должности артиста смоленского Камерного театра. Срочный договор был признан заключенным на неопределенный срок. По информации SmolNarod, в настоящий момент он продолжает трудиться в культурном учреждении. Подробности – в нашем материале .
Автор Наталья Лещинская